bootsector


Одна из трёх вещей, на которые можно смотреть бесконечно


Previous Entry Share Next Entry
Где и как делают микропроцессоры «Эльбрус»
bootsector
В этом посте не будет ни воплей «китайцы могут то же самое за 9 долларов!», ни шапкозакидательских лозунгов о том, как мы скоро заткнём за пояс Intel. Зато будут интересные инсайдерские фотографии, которые ранее в интернете не публиковались. С 2010 по 2012 г. я работал в ЗАО «МЦСТ», которое выпускает те самые «Эльбрусы», и как раз в 2010 г. я в первый (и единственный) раз пробрался с фотоаппаратом в святая святых компании — зал отладки. Снимки меня тогда попросили не публиковать, но с тех пор прошло много времени, и я думаю, что устройства, запечатлённые на фотографиях, уже не представляют собой секрета.



Итак, я предлагаю вам взглянуть, как на самом деле выглядит разработка отечественных микропроцессоров — вернее, как она выглядела 5 лет назад.



В зале отладки одновременно тестируется множество устройств, принадлежащих к разным семействам и архитектурам. За давностью лет я могу ошибаться в идентификации, к тому же на момент съёмки у некоторых девайсов устоявшихся названий и вовсе не было. Так что если вдруг сюда забредут опытные сотрудники МЦСТ, пусть они меня поправят. На предыдущей фотографии, скорее всего, представлена одна из версий унифицированного высокопроизводительного контроллера УВК/С — по сути, промышленного компьютера в конструктиве «Евромеханика-6U». Обратите внимание на тетрадочки с надписями «Журнал отладки» :)

Рабочая корреспонденция:



Вот эта необычная материнка, уже явно не новая даже на момент 2010 г., использовалась для тестирования прототипов процессора.



Видно, что и процессор, и чипсет на ней реализованы в виде ПЛИС (программируемых логических интегральных схем), которые можно перепрошивать. Для тестирования и отладки это просто незаменимое решение.

В зале можно увидеть и прототипы будущих серверов. Работа кипит!



Я уже отвык от того, что на электронных устройствах могут быть надписи на русском. Вот это, например, изготовленные на заказ отладочные пульты, позволяющие управлять частотой и питанием. Мой «Феликс-М» и рядом не валялся!



Изменения в конструкцию вносятся прямо на лету.



На столах беспорядок — как и в любом месте, где идёт реальная напряжённая работа.





Я уже предвкушаю, как «интернет-эксперты» будут рассказывать, что русские выпиливают свои процессоры ножовкой :)



Вот это, если я не путаю, прототип более новой (на тот момент) материнской платы ПЭ3М1. На ней стоят уже процессоры в виде специализированных микросхем, а ПЛИСок гораздо меньше. Очевидно, на них реализован южный мост, или, по местной классификации, контроллер периферийных интерфейсов (КПИ).



Ещё один вычислительный блок. Не знаю точно, основан ли он на архитектуре Эльбрус или же SPARC. Синяя изолента, Карл!



Четырёхпроцессорный модуль с интерфейсом Compact PCI.



Ещё одна тестовая машина. Обратите также внимание на обувь сотрудников! В МЦСТ всегда работало много студентов, и большинство из них (в том числе и я) делало там свои дипломные проекты.



Повторюсь, что все эти снимки иллюстрируют положение дел, которое было 5 лет назад. Я надеюсь, что в МЦСТ правильно воспользуются ажиотажем, возникшим вокруг новости об их новом ПК, и сами покажут, что там происходит сейчас. А для тех, кому уж очень хочется думать, что в МЦСТ всё древнее и ни на что не годное, фото из местного музея:



Уж какого только бреда мне не доводилось читать про эти процессоры. И что они являются нелегальной копией то ли третьего, то ли второго Пентиума, и что они основаны на украденной архитектуре ARM, и что затеяли всё это в Сколково с целью распила... Но человеку знающему всё это лишь поможет укрепиться в мнении о том, чего на самом деле стоят комментарии из интернета, особенно по техническим вопросам. «Представьте себе многострочный интеграл, который вы решите взять народным голосованием. Какова практическая ценность результата?».

И да, я настоятельно прошу вас воздержаться от сравнения между собой разных процессоров по частоте (количеству ножек, тепловыделению, длине названия и т. п.). Как теперь говорят в московском метро, «это вас облагородит» :)

  • 1
Очень интересно, спасибо за инфу :) Кстати, твои посты стали отображаться у меня в ленте, чё-то наладилось само собой :)

да, дискуссии вокруг эльбрусов поражают воображение своей глубиной

>>Обратите также внимание на обувь сотрудников!

И на отсутствие браслетов. Впрочем, это (к сожалению) повсеместное.

>>Я надеюсь, что в МЦСТ правильно воспользуются ажиотажем, возникшим вокруг новости об их новом ПК, и сами покажут, что там происходит сейча

Угу. И ответят кто им сделал 28нм маски для выпуска на TSMC. А то что-то странное с (заявленной) проектной нормой последнего проца. Не сходящееся с известными сведениями о возможностях :)



Edited at 2015-05-15 09:21 am (UTC)

С 28-нм масками вы что-то поспешили, такие процессоры пока только в разработке. Ну и, насколько я знаю, маски тоже делает сама TSMC.

>>С 28-нм масками вы что-то поспешили, такие процессоры пока только в разработке.

Я за что взял, за то и продаю :)

О готовности инженерной партии 8С заявляли аж в ноябре 2014го. Опытная якобы лепится в TSMC и появится в конце 2015. Так что или врут, или уже не совсем в разработке.

Маски TSMC сделать может. И, собс-но, если разговоры о 28 HKMG не пустой трёп, то только так и могло случиться. Вопрос о процедуре инспекции маски на предмет дальнейшего впаривания проца гэбистам остается в таком случае открытым.

Edited at 2015-05-15 12:38 pm (UTC)

Боюсь, это уже не моя компетенция. Но я никогда не слышал о таком, чтобы маски делались и инспектировались у нас, а потом отсылались на TSMC. Возможно, для уверенности в том, что буржуины не подрисовали к нашим маскам лишнего, гэбистам хватает тестирования готовых образцов. А возможно, у процессоров для коммерческого использования просто ослабленные требования к безопасности, и это им в принципе не нужно. А для военки используют только процессоры с «Микрона» (уже 65 нм, кажется).

>>для коммерческого использования

А кому он сдался для коммерческого использования? Это как если бы Миландр ломанулся на поляну STM/TI. Единственная реалистичная ЦА - защищенные сервера и рабочие станции для пацанов с корочками.

так обилие плисов и говорит об уровне разработки - студенческое поделие. В устоявшихся архитектурах плисов не используют. да и как дипломник назывался ?

Чукча не читатель? Русским же по белому написано, что это прототип, использовавшийся только для тестов, причём 5 лет назад.

Тема дипломного проекта у меня была «Разработка физического уровня контроллера
PCI Express 2.0».

В устоявшихся архитектурах плисов не используют

*шепотом*

Вы слышали о такой штуке как мелкосерийная продукция?

ага - только если она такая мелкосерийная что используются ПЛИС то говорить о том что то существенное запущено в серию мягко говоря преувеличение.

Вот то, что я в посте про ножовку писал, это я про вас писал. Вы действительно не отличаете старый прототип, который сейчас уже давно в музее, от новых серийных процессоров? Их не может быть на моих фото, они датированы 2010-м годом. Но и тогда уже был серийный Эльбрус-S, заглавная фотография в посте. Хотя, похоже, вам всё — божья роса.

во первых - эти микрухи что кредле они 2008 года. Я в вики дааавно разместил когда то фото такой как прототипа.
во вторых судя по вашей дипломной вы к процессору отношения не имеете.
в третьих да знаю я что в прошлом году на тайване заказали - стябуся я .
Нахрена выкладывать старые фотки раз, типа и я там был, ну да замечательно что дальше ?
кроме того то что в 2010 это было в таком убогом состоянии это о многом говорит. А именно о том что студенческое поделее на основе останков им.Бабаяна выдавать за "сделаноунас" некорректно. Сделано это вовсе не у нас. Большинство наработок после 1999 года коллектив унёс в 2008 году. Сила студента это конечно круто - но .... далеко на этом не уедешь. Делать мелкие серии на TSMC процессора с хорошей масштабируемостью да - но с вовсе не выдающимися параметрами - это ниочём. У VIA тоже есть Eden ы и чито ? крутотень то в чём ? что коммерческий успех ? нет, независимость от иностранщины - нет. У нас получилось ? и что ? дальше то что ? Это уже в 1999 получилось - это тогда Бабаян запряг за спасибо гениев. Но то было тогда - это их победа.

Ну вот ваши слова про «студенческое поделие на основе останков им. Бабаяна» очень хорошо выдают суть — вам неинтересно, что на самом деле происходит в МЦСТ, вам интересно картинно закатывать глаза и рассуждать о том, что всё пропало. Ну, как говорится, на здоровье, если вы получаете от этого удовольствие.

Фотографии я выложил для тех, кому они любопытны. Если нет — никто не задерживает. А то получается в духе моего любимого анекдота, «Я бежала за вами три дня, чтобы сказать, как вы мне безразличны!».

да мне то не то что бы интересно - я просто немного знаю что именно происходит не только в МЦСТ.

Эм...я сильно подозреваю что сами эльбрусовские процы тоже весьма мелкосерийные, и количество изготовленных экземпляров исчисляется несколькими тысячами.

А я не подозреваю - я знаю. Вот и вопрос - чего выделываться если большая часть камней вообще на одних пластинах с другими заказами делалось ? т.е. на одной пластине эльбрус и заказ какого нибудь индийского института.

так в чем драма то?

так и должно быть.
зачем сейчас запускать эти камни в серию?
на поток сервера/машины ставить?
так поди еще даже линий и сборщиков нет.
будет сформирован заказ, оттеститровано по, запланировано и профинансировано обновление машин - увязано календарно, тогда есть смысл говорить о серии, или упрекать в сырности и бажности.
а щас это топ тема для нубов.
ну хоть здесь-то чо б по делу или в тему написали..
хотя, уж то, что не "путинслил.........." - уже хорошо, я б сказал даже позитивненько)

Re: так в чем драма то?

что вам позитивненького ? дрябните путинки - единственное что позитивность может вам дать во всём.
А так есть то что есть - и ваш лепет не убедителен - за 7 лет можно было бы уже у себя 28 нм поиметь полноценных, и серию не меньщую чем у ingenic JZ а вышел монопук.

Re: так в чем драма то?

есть более существенные задачи,в которых рф "впереди планеты всей", и полюбому выпуск шпотреба в него не попадает - эта продукция чисто рыночного назначения.
выпуск своих 28нм soc или мп иначе чем для спецзадач бессмысленен, а для них оказался возможным только в последнее время, по объективным и субъективным причинам, что мы и наблюдаем.
ну, и ты вроде как не пионер, и понимаешь, что поднять за 7 лет технологию ведущих производителей/разработчиков нереально. это не только технические проблемы.
если уж на то пошло, то разрабатываемая архитектура вроде не суперскаляр с риском x86/amd86, вроде как и смысл не догонять интеловский экспресс, а делать свой.

Re: так в чем драма то?

понятно - эхсперд, и в чём же "Россия впереди планеты всей" ?
Правда ваш последний абзац показывает уровень вашей экспертизы.. :) что даст еще большие лулзы

правильно пишется иксперд, уважаемый, не паясничайте)

да ненада меня подъебывать, мне недосуг выяснять куда интел зарулил core, а 486 начинались CISC-процессорами с RISC-ядром.
а по дурацкому вопросу - дурацкий ответ - в оборонке.
лейтмотив "просрали полимеры" можно углубить и расширить на все отрасли, не являющиеся прямым производством оружия.
но зачем? ( фсмысле углублять и расширять)
и так ясно, что переход it на отечественное железо досих пор был не обоснован ни экономически, ни политически.
да и щас, будь доступен для заказа по обоснованной и реальной цене этот камень, не факт, что объем заказов на него в течении года и в последствии обеспечит хатябы его безубыточное производство.

Re: правильно пишется иксперд, уважаемый, не паясничайт

а ну если не досуг - то что же вы эхпердируете - недосук же ?
Что в оборонке ?
переход не обоснован ? В вот китайцы континентальные не только обосновали но и коммерчески прибыльно реализовали - наверное они маги , колдунство у них сильное. Да что китайцы - сраные лягушатники и то смогли, а великая и могучая поднимающаяся с колен под мудрым руководством не смогла.

так это не я экспердирую, нинада валить с больной

головы на здоровую)
про оборонку: чо типа дурочку включил штоле?
про китайцев - островных и континентальных: чего они прибыльно реализовали?
они в упор не знают даже што такое VLIW.
мы ведь вроде как про них здесь говорим?

Re: так это не я экспердирую, нинада валить с больной

да нет интересно что вы представите как охуенный прорыв ? :)
А про китайцев ? SMIC слыхали не ? ну судя потому что предомной эхсперд явно нет. А mediatek ? а allwinner rockwell rockchip - это чисто кнрские коммунистические заводы и группы успешных коммерческих разработчиков даже мирового масштаба. про такие мелочи как Hasee, Hi-P , SAE, Armorlink, Huawei, ZTE, Kaifa, Maxway - и это чисто коммуняки и с нуля. А ещё докинем сюда перехват контроля над Hon Hai - ну той самой хон хай , эхсперд то умеет пользоваться гуглом ? А уж других фирм цехов там просто завались.
И всё это не просто привинчивание шильдика а реальные разработка и производство.
китайцы отлично знаю что такое VLIW -тем более что это богомерзкая технология йельского университета. :) Оппачки да ? просто в прямом наличии VLIW сейчас нет уже особой потребности так как все современные процессоры суперскалярны и многоядерны,многопоточны. И поэтому в массовое производство никаких процессоров с несовместимой VLIW архитектурой, если не считать амдшный тераскайл никто не запускает. А разработки есть у десятков фирм и институтов.

Re: так это не я экспердирую, нинада валить с больной

"да нет интересно что вы представите как охуенный прорыв"
где блиать я писал/говорил/утверждал да хатябы намекал на "охуенный прорыв"
нет этого ни в коментах, ни даже в посте. нигде нет.
вы чо, с нами своими фантазиями и грезами хотите поделится?
данинада.
ты прнжде чем чо то чесать определись с темой.
и поробуй въехать в реалии не отдельной отрасли или технолгии а государственной промышленной политики и межд. рынка.
перчисленные компанииимне не в новость, пусть и не все, ты чо меня за дурачка держишь? с 6516 мтк потрошу) и окирпичиваю)
ты просто узко смотришь, не в смысле как китаец, через щель, а в контексте общего направления - социального-политического и из него экономического развития страны.
такшта это упреи и обвинения не разрабам, а политическому руководству во1
а во2 лоунги 5и летку за три года - это в прошлом раз и в технических вопросах - невозможно два.
предъявлять ельцину?путину в 2000? 2005? 2010?
так просираются ладно, если б тока полимеры.
не будем углубляться в ? какое государство, чье, и для чего сейчас строится/выстраивается - это к железу отношения не имеет,хотя от него и пляшет.
если вернутся к названным, то первоначально китайцам ставили комплексно индустрию, не сами они надфилями их пилили.
и затраты в первую очередь несли инвесторы.ну так и государство тоже не мух ноздрями ловило.
ихняя политика была - делай, не спи, а у нас - не спи, штоп не спиздили.
а по поводу архитектуры - ну так эльбрусы это вродекак wliv.
что означает "несовместимой" в и в каком контексте - не понятно.
изделие, понятно,должно либо вписываться в существующую экосистему, типа 86/амд64, и ориентироваться на рынок, либо создавать и определять свою, самостоятельнуюи несовместимую.
паскоку инфы в деталях я не видел, предполагаю, что разрабы решились и заливают фундамент отличной от суперскаляров интел архитектуры.
вот здесь я плаваю), хотя считаю,что если и поскоку это технически предпочтительнее и перспективнее, то обусловленные этим переходом задержка с запуском как и весь переход на новыую архитектуру оправданы.

Edited at 2015-05-16 10:25 pm (UTC)

Re: так это не я экспердирую, нинада валить с больной

ты чушь пишешь 6516 устаревший процессор который вот уже как три года найти практически не реально - современный 6732 6752 6795 даже 6789 который сейчас очень популярен так как аналог Exynos 4412 более быстрый тоже уже старьё.
остальной невнятный бред и вовсе не интересен. тебе учиться учиться и ещё раз учиться надо что бы хотя бы так не обсираться больше.
Если позовёшь старшего - более подготовленного хотя бы в понимании того о чём разговор - тогда продолжим. А пока научись отвечать на вопросы а не нести пургу.

Re: так это не я экспердирую, нинада валить с больной

блиац)
"с 6516 мтк потрошу) и окирпичиваю)"
перевожу для иксперда)
я с первого 6516 камня мткашники потрошу и окирпичиваю)"
искать не нада - на столе -ижывой сцука)
67 серия это планшеты, тела 65- 82/72/89/89м/89т/92
http://www.mediatek.com/en/products/?/filter:.1838,+.1/sortBy:startID/sortAscending:false/animationEngine:css/layoutMode:masonry/transformsEnabled:true
ну а отмазки про бред - уже понятно, иксперд слился)

Re: так это не я экспердирую, нинада валить с больной

блиац)
"с 6516 мтк потрошу) и окирпичиваю)"
перевожу для иксперда)
я с первого 6516 камня мткашники потрошу и окирпичиваю)"
искать не нада - на столе -ижывой сцука)
67 серия это планшеты, тела 65- 82/72/89/89м/89т/92
www точка mediatek.com/en/products/?/filter:.1838,+.1/sortBy:startID/sortAscending:false/animationEngine:css/layoutMode:masonry/transformsEnabled:true
ну а отмазки про бред - уже понятно, иксперд слился)

Re: так это не я экспердирую, нинада валить с больной

блиац)
"с 6516 мтк потрошу) и окирпичиваю)"
перевожу для иксперда)
я с первого 6516 камня мткашники потрошу и окирпичиваю)"
искать не нада - на столе -ижывой сцука)
67 серия это планшеты, тела 65- 82/72/89/89м/89т/92
mediatek точка com/en/products/?/filter:.1838,+.1/sortBy:startID/sortAscending:false/animationEngine:css/layoutMode:masonry/transformsEnabled:true
ну а отмазки про бред - уже понятно, иксперд слился)
писи
про "чисто коммуняки и с 0" не могу ни опровергнуть ни подтвердить.

Edited at 2015-05-17 07:09 am (UTC)

Re: так это не я экспердирую, нинада валить с больной

и еще вдогонку)
мой начальник (бывший) был в кытае в хххх в командировке, на пусконаладке газовых центрифуг. ну там всякие преобразователи балбла..
ну ты знаешь, што это такое)
так вот, там до пуска еще как до луны было, а персонал уже дрочили на тренажере.
и самое примечательное, что он отметил, в китае, это (как мне помнится) более 10 каналов цт по общеобразовательным предметам.
и еще: без знания 2го языка,перспектива только - две лопаты,вместо одной.

Здравствуй! Будем дружить журналами?
Всегда читаю ленту и комментирую в ответ)
Было бы приятно с Вами познакомиться

"А для тех, кому уж очень хочется думать, что в МЦСТ всё древнее и ни на что не годное, фото из местного музея:"

Ох боже ж ты мой... СМочный принтер параллельной печати! Помню 6539й, по скорости как лазерник был. Терминал 7238, только в прошлом году такой из своих загашников в музей отдал. Стойка 1702 - были недавно у меня 1425е...

А 1420 там нет случайно?

Странно, что на материнках как-то мало мелких деталек, например, конденсаторов...

  • 1
?

Log in