Алексей Бутырин (bootsector) wrote,
Алексей Бутырин
bootsector

Categories:

Вечные символы

После большого перерыва я написал две статьи для онлайн-версии журнала Hard'n'Soft. Это явно не лучшие мои тексты — сказывается долгое отсутствие практики, но кое-что интересное в них есть.

Первая статья — это скорее просто набор картинок с комментариями, иллюстрирующих современное положение дел в моддинге: http://www.hardnsoft.ru/academy/technology/30426/.

А вторая — это попытка по-новому взглянуть на привычные символы и пиктограммы, используемые в компьютерных интерфейсах. Её я с позволения редакции журнала перепечатаю здесь.

***

Как-то раз, стоя перед железнодорожным переездом, я задумался, почему на нём нарисован паровоз. Ведь большинство водителей видело паровозы только в фильмах или в музеях. Но, поразмыслив ещё, я понял, что образ парового локомотива — очень запоминающийся и легко узнаваемый, так что знак с его изображением хорошо выполняет свою функцию.

Но на железнодорожных переездах, оборудованных шлагбаумами, можно встретить и другой знак.



Оказывается, многие считают, что на нём нарисован путь с рельсами и шпалами. А на самом деле этот знак изображает как раз шлагбаум — только не привычную нам балку с противовесом, а забор-«штакетник», который в старину выставляли у переезда.



То есть изначальный смысл изображения почти забылся, но знак продолжает работать и вызывать нужные ассоциации. И то же самое происходит с компьютерными интерфейсами! Вычислительная техника, которую принято считать «вечно молодой», на самом деле существует уже достаточно долго для того, чтобы символы и образы, понятные всем в момент их создания, превратились в загадки для новых поколений пользователей.

Одной из таких анахроничных пиктограмм я уже пару раз воспользовался за время написания этой статьи. Речь идёт о значке «Сохранить», на котором изображена стандартная 3,5-дюймовая дискета.



Казалось бы, ещё совсем недавно их использовали повсеместно (а в некоторых государственных организациях используют и по сей день), но современные школьники уже не знают, что это такое. По-моему, на bash.org.ru была история, в которой юный пользователь спросил у старшего товарища, почему на кнопке сохранения изображена... стиральная машина. Как говорится, «вот и выросло поколение...»

По соседству с кнопкой «Сохранить» можно найти ещё немало интересного. Например, вы задумывались над тем, что изображено на кнопке «Вставить»?



Листок бумаги, лежащий то ли на папке, то ли ещё на чём... А на самом деле это планшет с зажимом вроде тех, что используют доктора в американских фильмах.



Непонятно только, почему операция вставки вызвала у авторов первых интерфейсов ассоциацию именно с планшетом.
Жёлтые папки для документов сейчас тоже можно увидеть разве что на мониторе — я, например, так и не смог вспомнить, когда в последний раз держал что-либо подобное в руках.



Лишь относительно недавно разработчики Windows отказались от курсора в виде песочных часов, который нередко приходилось наблюдать пользователям медленных старых компьютеров. Теперь такие часы можно найти разве что в кабинетах физиотерапии да в комплекте некоторых настольных игр.



Ещё один интересный пример — так называемые radio buttons (не уверен, что у этого словосочетания есть устоявшийся перевод на русский язык). Это переключатели, которые могут находиться только в одном положении одновременно.



На первый взгляд непонятно, при чём здесь радио — но нужно вспомнить, как выглядели панели управления старых радиоприёмников. На них имелись кнопки выбора диапазона (длинные волны, средние, короткие и т. д.), и в каждый момент времени могла быть нажата только одна из них. Тот же принцип без изменений перекочевал и в графический интерфейс компьютеров.



Немало архаизмов можно встретить и в мобильных устройствах. Например, кнопка «Позвонить/ответить на звонок» содержит изображение старой телефонной трубки, более подходящей для аппарата с дисковым номеронабирателем.



Любопытно, что воспитатели детских садов, где сохранились старые игрушки в виде таких телефонов, рассказывают, что современные дети уже не знают, что это такое, и не понимают, как с ними играть.

На иконках приложений-диктофонов часто изображают два кольца, соединённые линией.



Многие ещё помнят аудиокассеты с магнитной лентой или даже бобинные магнитофоны, ассоциации с которыми должна вызывать эта пиктограмма, но лет через двадцать, я уверен, её ждёт та же судьба, что и знак железнодорожного переезда.

А на иконках программ для просмотра онлайн-ТВ нередко рисуют «пузатые» телевизоры с антеннами-рожками из тех времён, когда никакого онлайна не было и в помине.



Но эти пиктограммы не достались нам в наследство — их нарисовали всего несколько лет назад. Так что причина выбора архаичных устройств здесь другая.

Дело в том, что внешний вид старых вещей в намного большей степени, нежели сегодня, определялся их конструкцией и предназначением. Экраны были пузатыми не из-за прихоти дизайнера, а потому, что так было проще конструировать электронно-лучевую трубку. Рожки ставились не для красоты, а потому, что во многих домах не было стационарных телевизионных антенн, и т. д. Сейчас же технологии позволяют нам обойтись без этих ухищрений и меньше оглядываться на конструктивные особенности устройств при проектировании их внешнего вида.

Но в этом кроется и проблема — многие вещи стали безликими и похожими друг на друга. И если на иконке попытаться схематично изобразить современный телевизор, то, скорее всего, получится просто прямоугольная рамка с единственной кнопкой внизу. А без знания масштаба это с тем же успехом может оказаться не телевизор, а планшет, телефон или плеер.

Или вот вам другой пример. В смартфонах нередко можно увидеть часы с «перекидывающимися» цифрами, словно взятые из фильма «День сурка».



Решения, которые раньше диктовались соображениями экономии и упрощения, ныне воспроизводятся на куда более сложной элементной базе со всеми их достоинствами и недостатками — иногда потому, что это красиво, а иногда потому, что так просто привычнее.

Например, клавиатура, которую вы видите перед собой, имеет практически ту же раскладку, что и пишущие машинки столетней давности.



Одна из причин такого расположения клавиш заключается в том, что буквы, формирующие распространённые сочетания, нельзя было ставить рядом — иначе при быстрой печати молоточки с литерами цеплялись бы друг за друга.

В компьютерных клавиатурах, разумеется, такой проблемы уже нет, но раскладку не стали менять, чтобы огромному количеству людей не пришлось переучиваться.

***

Когда вы в очередной раз нажмёте на кнопку «Вырезать» с изображением ножниц, представьте, как бы вы осуществляли эту операцию, если бы у вас в распоряжении была не мощная вычислительная машина с дружественным интерфейсом, а только те самые ножницы. Ведь порой мы даже не задумываемся, насколько сильно нашу жизнь облегчили компьютеры.

http://www.hardnsoft.ru/academy/technology/30737/
Tags: статьи
Subscribe

  • Привет из 1993 года

    Для одной ретро-сборки мне понадобилось реанимировать дисковод для дискет 5,25". Если 3,5-дюймовыми флоппиками я в своей жизни пользовался много…

  • Подопытный кролик с фотоаппаратом

    Поскольку я тут недавно привился от коронавируса (вакциной «Спутник-Фау», как назвал её один дядька из поликлиники — видимо, в…

  • Самый большой микропроцессор в мире

    На работе я периодически рассказываю коллегам о разных диковинах из мира IT. Почему бы не рассказать и здесь — наверняка многие из вас о таком…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments