Алексей Бутырин (bootsector) wrote,
Алексей Бутырин
bootsector

Categories:

Информация к размышлению

Сегодня в московском метро произошла самая страшная техногенная авария за всю его историю. Весь день приходят противоречивые сведения — несмотря на то, как развиты ныне средства записи и передачи информации, журналисты в течение всего дня так и не могли определиться, к какой именно станции ехал поезд, какие вагоны пострадали в большей степени и остался ли жив машинист. Не говоря уже о том, что именно стало причиной трагедии (хотя бы приблизительно). Данные приходится собирать по крупицам.

Всё, что написано далее, — не более чем рассуждения диванного эксперта и информация к самостоятельному размышлению. Но даже половины этого вы не встретите ни в одном из официальных новостных выпусков.

Вот самый информативный снимок последствий катастрофы:



На нём видно, что состав по злой иронии судьбы буквально «развернуло поперёк тоннеля», как в тысячу раз обсмеянной книжке про метро. Видно, что вагон развалился на несколько частей, а линия разлома предсказуемо пришлась на самую слабую часть — дверной проём. Но почему это стало возможным?

Здесь вряд ли может быть дан однозначный ответ, и уж точно не может быть единственной причины. Сейчас мне видится, что к катастрофе привело сочетание следующих обстоятельств:

1. Авария произошла не просто в узком тоннеле, а в камере съездов, где сходятся несколько тоннелей. Это место выглядит примерно так, только со стрелкой на путях:



Во-первых, здесь есть вертикальная стена, в которую можно врезаться. Во-вторых, ширины камеры достаточно, чтобы вагон развернулся поперёк неё, стал враспор и был сокрушён налетевшей сзади массой остальных вагонов.

2. Вагоны типа «Русич», которые ходят по Арбатско-Покровской линии, состоят из двух сочленённых «гармошкой» частей, каждая из которых короче, чем вагоны метро старого типа. Если бы вагоны были длиннее, возможно, они не смогли бы встать поперёк камеры, а скользнули бы по стенке тоннеля с меньшими последствиями.

3. Для установки кондиционеров в «Русичах» были прорезаны отверстия в крыше, изначально не предусмотренные. Это ослабило конструкцию и сделало возможным «складывание» вагона.

4. Средняя колёсная тележка в «Русичах» не имеет моторов, в отличие от двух крайних, что в определённых обстоятельствах приводит к сильной вибрации средней части вагона.

5. «Русичи» — это в целом изначально неудачные по конструкции составы, до сих пор страдающие многими «детскими болезнями»:
Луч поноса усечённым вагонам Русич

6. На заводе, производящем «Русичи», явно были проблемы с контролем качества:
«Метровагонмаш» уволил активистов местного профсоюза за то, что те отказались ставить бракованные детали на вагоны метро

7. Все, кто хоть раз ездил по перегонам между Славянским бульваром, Парком Победы и Киевской, обращали внимание на сильнейшую вибрацию, которой не наблюдается на более старых участках этой ветки. Возможно, это способствовало сходу тележек с рельс.



8. Рядом с действующей линией проходит строительство новых веток метро. Это могло повлиять на работу стрелки либо автоматики, управляющей экстренным торможением.



Наверняка есть и другие причины, о которых мне не известно. И, скорее всего, не будь хоть одного из этих обстоятельств, трагедии бы не произошло. Но сослагательное наклонение здесь неуместно.

Теперь главный вопрос о том, какие выводы будут сделаны по итогам катастрофы. Если машинист поезда действительно погиб — у многих будет очень велик соблазн свалить ответственность на него. Я надеюсь, что все виновные понесут заслуженное наказание, а подобных катастроф никогда больше не повторится. Но уже сейчас стоит признать, что Московское метро лишилось своей репутации «самого надёжного в мире».

И невозможно не сказать пару ласковых в адрес родных тележурналистов. Когда они пытаются перещеголять друг друга в своей извращённой фантазии, выдумывая распятых детей и вырезанные деревни, или же тщательно смакуют натуралистические подробности действительно имевших место смертей на Украине, невозможно выносить тот вой, что несётся с экрана. Тщательно отрепетированные драматические интонации, душераздирающие тексты, тревожная музыка — в общем, делается всё, чтобы хоть немного расшевелить телезрителя, давно привыкшего к ежедневной чернухе и воспитанного на сериалах из разряда «Кривой против Хромого». Зато когда в Москве гибнут страшной смертью два десятка человек и получают ранения ещё более сотни, об этом рассказывают так буднично, словно речь идёт об итогах футбольного матча. Имел несчастье сегодня включить телевизор во время вечерних новостей по Первому. Выключил его сразу же после радостной фразы ведущей о том, что «в Московском метро сегодня погибли 20 человек, но все очевидцы говорят, что если бы не слаженная работа экстренных служб, жертв было бы намного больше!». Так-то, граждане. Радуйтесь, ведь всё могло быть ещё хуже! Да и вообще, плохо сейчас на бЕндеровской Украине, в загнивающей Европе и в проклятой Америке. А у нас всё хорошо, потому что у нас Путин и духовность. Далее — прогноз погоды.

P.S.


Tags: жизненное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments