Алексей Бутырин (bootsector) wrote,
Алексей Бутырин
bootsector

Category:

Как я побывал в пещере Аладдина

За монументальным фасадом дома №12 по Старомонетному переулку в Москве, в конце запутанного лабиринта лестниц и коридоров есть неприметная дверь. А за ней скрывается подлинная сокровищница, которую лишь по незнанию можно назвать мастерской, музеем или лавкой древностей. Это — «Студия 300», место, где собрано едва ли не всё то лучшее, что человечество придумало в области аудио- и фототехники.



Оно существует благодаря усилиям двух энтузиастов — Сергея и Феликса. Феликс сам нашёл меня и пригласил к себе: как оказалось, ему понравился мой ламповый усилитель, и он понял, что нам наверняка будет что обсудить при встрече. Впрочем, первые несколько минут, проведённых мною в студии, я ходил молча и только периодически напоминал себе, чтобы захлопнуть разинутый от удивления рот. На фотографиях, которые вы видите, показана лишь малая часть сокровищ этого удивительного места.



У Феликса два основных увлечения — старинные фотоаппараты (в том числе и доплёночной эпохи) и не менее старинные устройства записи и воспроизведения звука. Он их не просто коллекционирует, а ещё и реставрирует или же вообще воссоздаёт с нуля.



Кажется, в студии собрана аппаратура, позволяющая проиграть любую звукозапись, когда-либо сделанную человеком, причём с наивысшим качеством.



Пусть вас не смущает некоторый творческий беспорядок: студия — это не статичная выставка, здесь всё время что-то переделывается и перенастраивается, ставятся различные эксперименты, одни устройства заменяются на другие, ещё более высокого класса...



Причём, что меня приятно удивило, там нет и намёка на аудиофилию в плохом смысле этого слова, когда действительно важные для звучания вещи затмевает эзотерика типа «особо чистых» сетевых шнуров за несколько тысяч долларов или мраморных подставок под колонки. А самые лучшие по качеству аппараты здесь — всё равно те, что созданы или доработаны самостоятельно.



Например, вот этот проигрыватель представляет собой восстановленную из совершенного убитого состояния «Электролу» конца 30-х гг. Многие наверняка думают, что в те годы пластинки можно было слушать только на граммофонах и патефонах, но на самом деле электрические проигрыватели за рубежом появились ещё в конце 20-х гг.

Роскошный «тигровый» шпон на этом аппарате был восстановлен Феликсом по оригинальной технологии и покрыт шеллаком в несколько сотен тончайших слоёв. Родной тонарм был утрачен, вместо него был установлен тонарм от советского проигрывателя конца 40-х гг. (также восстановленный из остатков) с заново намотанной электромагнитной катушкой.

В этом устройстве, как и в граммофонах, используются одноразовые иглы, которые нужно менять после каждого проигрывания одной стороны пластинки. Разумеется, я не мог устоять перед соблазном послушать, как детище Феликса работает.

Будучи немного знакомым с тем, как звучат старые патефонные пластинки, я ожидал услышать треск и «плывущий» звук, а вместо этого... впрочем, в данном случае лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать :-). Конечно, пытаться передать звук одной аудиосистемы с помощью другой, гораздо худшего качества, это всё равно что доверять пересказ каламбура про шкипера поручику Ржевскому, но всё равно составить впечатление можно.

Первая пластинка — «На сопках Манчжурии» из моей скромной коллекции, одна из ранних советских виниловых («бесшеллачных» по терминологии тех лет) пластинок, но ещё на 78 оборотов, т. е. «патефонная».



На втором видео — фрагмент весёлой американской песенки «Metro polka». Качество звучания у американских пластинок оказалось существенно выше, чем у советских. Меня поразило то, что даже на монофонической записи создалось ощущение некоторой глубины звуковой сцены. Но убедиться в этом, к сожалению, можно только при личном прослушивании на месте.



А на следующей записи, которую я сделал в другой свой визит в «Студию 300», пластинка воспроизводится на ещё не завершённом проигрывателе, который Феликс делает для себя. У него будет три отдельных тонарма — для шеллачных пластинок, для монофонических виниловых и для стереофонических.



Это итальянская народная песня «Tiritomba» в исполнении выдающегося тенора Йозефа Шмидта.



Я невероятно рад, что открыл для себя это место и познакомился с такими интересными людьми. Кстати, об экспериментах Феликса с ретро-фотографией, думаю, нужно будет как-нибудь сделать отдельный пост.
Tags: железо, жизненное, искусство, реставрация
Subscribe

  • Подопытный кролик с фотоаппаратом

    Поскольку я тут недавно привился от коронавируса (вакциной «Спутник-Фау», как назвал её один дядька из поликлиники — видимо, в…

  • Пушки острова Аскольд

    Я будто специально ждал 2020 года с его пандемией и всеобщей изоляцией. Несколько лет до этого я почти не выезжал за границу, но в этом году должен…

  • Просто фото с дачи

    Чудесная погода дала повод ещё раз выбраться за город. Вошёл в дом и увидел, что солнышко очень уютно подсветило мой уголок техноманьяка.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments