Алексей Бутырин (bootsector) wrote,
Алексей Бутырин
bootsector

Categories:

«Мировое» древо. Часть 2

Реставрация ламповой радиолы «Мир» стала для меня первым проектом подобного масштаба, и неудивительно, что многое я поначалу делал не так или не в том порядке. Например, лакировка, которая по логике вещей должна быть последней стадией работ по корпусу, в моём случае растянулась на весь процесс восстановления. В одном из прошлых постов вы уже могли видеть на заднем плане результаты моих экспериментов с шеллаком, но эта запись будет целиком посвящена именно им.



Начать придётся довольно издалека. Современная химическая промышленность предлагает необычайно широкий ассортимент всевозможных финишных покрытий для дерева, куда входят не только лаки, но и масла, воски, полироли и пр. И если бы я создавал какое-то новое изделие, я мог бы выбрать любой вариант по своему вкусу и кошельку. Но в том-то и дело, что я не создаю новое, а восстанавливаю старое, а потому нужно стремиться, насколько это возможно, использовать оригинальные материалы.

Оставлять родное покрытие в его текущем состоянии было никак нельзя: от времени лак покрылся трещинами и пятнами, а кое-где и вовсе сошёл на нет. Я специально снял фотографию с бликом, чтобы подчеркнуть все дефекты:



Шеллак растворим в спирте, поэтому алкоголь, косметика и некоторые моющие средства, попав на него, могут испортить покрытие.



Вообще радиолы «Мир-154Р», как говорят радиолюбители и коллекционеры со стажем, нередко покрывались не шеллаком, а нитролаком — на то время передовым, но сейчас уже не столь популярным веществом, имеющим много недостатков. Но мой экземпляр оказался покрыт именно шеллаком, и выяснил я это очень просто: взял тампон, смоченный в этиловом спирте, и попробовал потереть им корпус. Тампон быстро стал рыжим и липким, чего в случае с нитролаком не случилось бы.



Вообще шеллак — это вещество с удивительно широкой сферой применения, во всяком случае, в недавнем прошлом. Его спиртовыми растворами пропитывают обмотки трансформаторов, в пиротехнике он используется как горючее, до изобретения винила из него делали грампластинки, а ещё он съедобен и даже имеет свой пищевой код — Е-904.

Но меня он, естественно, интересовал не как еда, а как необычайно красивый лак для дерева, придающий ему особый блеск и лёгкий золотистый оттенок. Пожалуй, шеллак — это один из самых старых материалов, использующихся для декоративной защиты древесины, и технологий его нанесения было придумано великое множество. Классической считается использование почти сухих тампонов, оставляющих за собой лишь туманный след. Слоёв при таком способе требуется несколько сотен! Восточная разновидность этой технологии предполагает ещё и поджигание спирта, содержащегося в лаке, но таких экспериментов я проводить не стал.

Некоторые реставраторы утверждают, что шеллак можно наносить только как полироль, со специальным маслом. Другие говорят, что можно использовать и кисть, и даже краскопульт, и обвиняют первых в неуместном ретроградстве, а те их — в варварстве. При всём при этом мне, честно говоря, слабо верится в то, что при массовом производстве в СССР корпуса приёмников несколько недель покрывали лаком в 300–600 слоёв, особенно если учесть, как поспешно и неаккуратно на моём корпусе были нарисованы чёрные полосы.

Но, как бы то ни было, прежде чем наносить новый лак, нужно было снять старый. Это оказалось весьма трудоёмким делом; кажется, я извёл почти пол-литра спирта и целую гору ветоши. Причём даже после многократных проходов в углублениях шпона оставался лак, что хорошо видно на фотографии с бликом:



Так что следом я взялся за наждачную бумагу, сначала более грубую (400), потом совсем тонкую (2000).



Где-то я использовал брусочки для выравнивания поверхности, а где-то лучше было обойтись без них, чтобы затронуть все углубления. В самых сложных местах пришлось использовать острую стамеску — способ крайне медленный, но результативный.



Наконец пришло время наносить новое покрытие. Я так и не смог выяснить, по какой точно технологии 60 лет назад был лакирован корпус моей радиолы, и не понял, кто из современных реставраторов прав, а кто нет. Поэтому я решил найти свой способ, который сочетал бы в себе, с одной стороны, практичность, а с другой — приличный внешний вид. И после нескольких экспериментов я понял, что меня вполне устраивает результат, которого можно достичь с помощью густых синтетических кистей и шеллачного лака в баночках от фирмы «Таир».



На следующей фотографии представлен весь тот нехитрый инструментарий, что я использовал для лакировки корпуса.



Возможно, опытные реставраторы скажут, что использовать готовый шеллак — это моветон и что нужно готовить свой, из хлопьев, но я же не волшебник, я только учусь)

Для кисти и готового шеллака я выработал вот какую технологию: наносить его нужно длинными движениями строго вдоль волокон, от края и до края. Кисть перед нанесением нужно тщательно отжимать, следя при этом за тем, чтобы волокна не распушались. Полосы лака нужно наносить быстро и с небольшим перекрытием — тогда каждая последующая, не успевая застыть, будет смешиваться с предыдущей, и в итоге получится ровная поверхность без «ступенек». Ещё я понял, что лак из баночки можно разбавить процентов на 10–20, чтобы слои получались менее толстыми.

Первые два слоя всегда оказываются грунтовочными: они почти полностью впитываются, и их можно даже не шлифовать, в отличие от последующих. К четвёртому слою появляется лёгкий блеск, к шестому он становится устойчивым, а восемь слоёв уже можно счесть достаточным результатом, если вы не стремитесь доводить поверхность до состояния зеркала. Но если позволяют время и возможности, лучше шлифовать слои тщательнее и нанести их 10–12. Слои можно наносить по два подряд, с перерывом в 5–10 минут. Но перед шлифовкой надо дать им просохнуть не менее 6 часов (я всегда просто оставлял их на ночь), иначе лак вместо того, чтобы превращаться в пыль, будет собираться катышками и испортит предыдущие слои.

Так теперь выглядит боковая рамка, на которую я нанёс восемь слоёв шеллака.



На фотографии, сделанной до начала реставрации, этот участок находится справа. Как видите, мне удалось удалить грязь и царапины, и дерево помолодело лет на пятьдесят.



На том же снимке видно, что слева отсутствует довольно большой кусок шпона. Я очень долго искал ему замену, купил десяток образцов в магазине «Татьянка», но так и не нашёл полностью подходящего. В итоге я взял кусочки максимально близкого по оттенку и текстуре шпона и стал подбирать разные составы для его тонирования. Получилась своеобразная палитра образцов:



В конце концов удалось найти более-менее устроивший меня вариант. На фотографии кусочек нового шпона просто приложен по месту.



После приклеивания, зашкурки швов, рисования чёрной полоски и лакирования он стал выделяться гораздо меньше, так что издалека следы ремонта теперь и вовсе не заметны.



И последнее, что я хотел бы показать сегодня, это небольшое подновление в нижней части передней панели. Деревянная фаска изначально была покрыта тушью, так что ей я и воспользовался, чтобы освежить цвет и скрыть пробелы.



Пятна на нижней части — не моих рук дело, это кто-то был столь «аккуратен» на заводе. Я не стал их убирать, тем более что они наверняка уже въелись глубоко, да и снизу всё равно не видно.

Скорее всего, это предпоследний или даже последний пост из цикла о реставрации радиолы. Уже скоро я надеюсь закончить с лакировкой, собрать свой «Мир» обратно и устроить ему фотосессию по принципу «было — стало».

Продолжение
Tags: Мир-154Р, железо, музей, реставрация
Subscribe

  • 50 оттенков жёлтого

    Продолжение эпопеи с отбеливанием пластика! С недавних пор я стал публиковаться на Хабре, и начал как раз со статей про Retrobright. Первую часть я…

  • Привет из 1993 года

    Для одной ретро-сборки мне понадобилось реанимировать дисковод для дискет 5,25". Если 3,5-дюймовыми флоппиками я в своей жизни пользовался много…

  • Мой самый большой (или самый маленький?) жёсткий диск

    Много лет назад мне удалось спасти от уничтожения жёсткий диск Seagate ST-412. На тот момент я имел дело только с привычными 3,5-дюймовыми дисками,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments