?

Log in

No account? Create an account

bootsector


Ретротехника, самоделки и борьба с идиотизмом


Previous Entry Share Flag Next Entry
Раскопать культурный слой
bootsector
Давно я не появлялся здесь с рассказами о старой технике (да и вообще о чём бы то ни было). У меня в работе много проектов, но ни один из них не находится в той стадии, когда есть что показать. Но вот недавно, как потеплело, я всё-таки начал кое-что фотографировать.

И в моддинге, и в реставрации не обойтись без лакокрасочных работ. В первом случае наносят новую краску, во втором — стараются по возможности сохранить оригинальную. Но и в том, и в другом сначала требуется снять ненужную, и вот об этом я сегодня и расскажу.

Главный объект приложения усилий — пишущая машинка 50-х годов. Она для меня очень дорога, поскольку с ней связана красивая история о дружбе и внимании. Но её я приберегу для поста с итоговой фотосессией, а пока — отнюдь не глянцевые кадры.



Машинка собрана из трёх, и все детали покрашены в разные цвета. Изначально она имела приятное бежевое покрытие (которое, к счастью, почти без утрат сохранилось на каретке), но вот основной корпус очень грубо и неаккуратно перекрасили в серо-синий. Ну а съёмный кожух вообще был перекрашен из грязно-серого не пойми во что.



С ним я церемониться не стал и снял всю краску до металла.



Этот кожух стал своеобразным полигоном, на котором я испытывал разные химикалии — гелевую смывку Body 700, спрей Abro Paint remover и отечественную «Смывку для старых лакокрасочных покрытий универсальную» от фирмы Новбытхим. Отчёт по каждой будет позже, а пока скажу, что без шпателя и наждачки всё равно не обошлось.



С корпусом всё было куда интереснее. Осмотрев его, я понял, что несмотря на отдельные проплешины до металла, исходная бежевая краска сохранилась хорошо, и совершенно непонятно, зачем было её задувать сверху серо-синей. Я аккуратно попробовал расширить проплешину, где родная краска выглядывала из-под неродной, нанося кисточкой смывку по контуру пятна и удаляя её сразу, как верхний слой начнёт пузыриться.



За час таким образом удалось освободить лишь несколько квадратных сантиметров. Причём на некоторых участках процесс шёл очень живо, а на некоторых не двигался вообще. Выяснилось, что на передней части корпуса краска местами протёрта до грунта поколениями машинисток, так что ровного цвета там не найти. Но вот на всех остальных участках ситуация была куда лучше.



Поскольку стало ясно, что переднюю часть всё равно нужно будет потом подкрашивать, я тоже пробовал на ней разные смывки. Отечественная, конечно, это что-то с чем-то. Основная её фракция совершенно жидкая, а для удобства нанесения внутрь просто покрошили парафин. Ни о какой пастообразной консистенции речи не идёт — он тупо плавает сверху и выступает в качестве балласта, который худо-бедно удерживает смывку от растекания. Неплохим решением оказалось пропитывать жидкой частью состава тряпочку и оставлять на некоторое время.



Родное покрытие, оказавшееся гладким и прочным, постепенно стало показываться на свет. Это весьма медленный процесс, и не сказать чтобы медитативно-расслабляющий: нужно следить за тем, чтобы не передержать смывку и не запачкать ей уже очищенные участки, удалять её сразу после того, как верхний слой немного размягчится, а потом долго ковырять его, если он сам не начнёт морщиться (а обычно не начинает). На расчистку вот этого плацдарма, например, ушло почти два часа:



Здесь лучше себя показала гелевая смывка Body 700, которая имеет тягучую структуру, хорошо прилипает к поверхности и не растекается.

Самая же сложная часть работы ждёт меня впереди: нужно будет снять верхний слой краски, не повредив надписи, скрывающиеся под ним.



Параллельно я удалял порошковую краску с деталей старого компьютерного корпуса. Да-да, старый добрый моддинг, вернул ваш 2007-й и всё в таком духе. Здесь, как ни странно, хорошо себя показала новбытхимовская смывка. Ей можно просто залить всю поверхность, а затем закрыть всё плёнкой (ну или спрятать в полиэтиленовый пакет), чтобы краска там мариновалась в собственном соку. Придя через полчасика, можно будет увидеть вот такой горный ландшафт:



Краска после этого удаляется лёгким движением. Правда, есть и минус — эта смывка содержит кислотный компонент, что-то вроде преобразователя ржавчины, и оставляет разводы на металле.



По тем немногим участкам, где краска почему-то оказалась особенно стойкой, я прошёлся смывкой-спреем от Abro. Эффективность хорошая, формат удобный, но уж больно мало её в баллончике, а стоит дорого.

В общем, компьютерные железяки (а также некоторые другие, которые я пока не показал) вскоре поедут в покраску. Заодно разведаю новое место, которое присоветовали коллеги. Ну а пишущую машинку можно привести к желаемому виду, конечно, только своими руками. Постепенно открывая её истинный облик, долгие годы скрывавшийся под невзрачной накидкой, я чувствую себя немного археологом.


  • 1
Супер! Надо быть поаккуратнее с смывкой, она жутко токсична. Может проще было пескоструем снять? У меня тоже на подходе на реставрацию немецкая старая машинка Olympia кажется называется. Хочу спросить, подвижные части будешь восстанавливать и смазывать? Если да, то какой смазкой?
P.S. На моей машинке стоит необычная двухцветная лента, красно-черная, и переключатель выбора цвета...

Вроде пока не отравился) Пескоструем я бы алюминий не рискнул, да и нет у меня поблизости пескоструя. Olympia у меня тоже есть в коллекции, точнее, формально она AEG, но это одно и то же предприятие. Был пост: https://bootsector.livejournal.com/79155.html

В смазках я не эксперт, есть у меня «масло бытовое приборное», много лет им пользуюсь, здесь тоже не подводило. Касательно подвижных частей пока ничего не скажу, но ради интриги кину одну старую-престарую фотографию)



Двухцветная лента, кстати, вещь довольно распространённая. У меня тоже есть такая, а в этой машинке переключатель цветов вообще аж на 4 позиции.


4 цвета? Офигеть! А толщина ленты, и какие цвета? Алюминию от пескоструя ничего не будет, проверено. Приборное масло очень спорный вариант, так как оно для закрытых полостей, и ввиду своей текучести создаст пленку там где не надо, увеличив количество прилипшей пыли. Хотя не знаю, могу ошибаться... Фото страшное, неужели это восстановлено?

Пескоструем вы с алюминия снимете анодированное покрытие, если оно там было, что не есть гуд.

Недавно в одном хорошем журнале читала о раскрытии фресок и реставрации в одном древнем московском храме. А у тебя тут не менее интересная и кропотливая работа, только из-под верхнего слоя не неожиданные персонажи и сцены выползают, а более старая краска...


  • 1