Алексей Бутырин (bootsector) wrote,
Алексей Бутырин
bootsector

Category:

Что сейчас происходит в Политехническом музее

Так уж сложилось, что почти каждую неделю я бываю на метро Китай-город. Сотни раз я проходил мимо Политехнического музея, который с 2013 года стоял в строительных лесах и сетке. Но несколько месяцев назад фасады раскрыли, и огромное старинное здание, облик которого я уже успел подзабыть, предстало в обновлённом виде.



Стены музея из песочно-жёлтых стали кремовыми, почти белыми. Во многих местах они украшены затейливым лепным декором.



Снаружи здание выглядит почти готовым, но если подойти поближе, можно услышать звуки работы. Что же происходит внутри одного из главных московских долгостроев? Мне посчастливилось попасть на экскурсию и увидеть всё своими глазами. И, разумеется, я не забыл взять с собой фотоаппарат.

Если вы давно не были на Новой площади или просто не подходили к зданию близко, то, сделав это, наверняка будете удивлены. У музея появился дополнительный подземный этаж!



Любители альтернативной истории уже наверняка потирают ладошки, готовясь рассказать о Великом потопе в XIX веке и засыпанных первых этажах зданий, но я их огорчу: строители просто раскрыли подвал, задуманный в таком виде изначально.



Благодаря широким проёмам и специальным приямкам естественный свет проникал в подземное помещение. С распространением электричества от этой практики отказались.



Многие кирпичи пришли в негодность, и их заменили на новые. Как мне сказали, они специально были выбраны не слишком похожими на исторические, чтобы всегда можно было понять, где оригинал, а где новодел.



Пространство, которое раньше использовалось в лучшем случае как склад, станет площадкой для выставок, а также дополнительным проходом между станциями метро Лубянка и Китай-город, поскольку музей протянулся практически от одной до другой.



Сейчас в подземном этаже, который музейные сотрудники называют «Холодной галереей», открыта временная экспозиция, рассказывающая об истории музея и ближайших планах развития. Правда, если вы не на экскурсии, то изучать материалы можно только через сетчатый забор, что выглядит довольно странно.



В одной из витрин я увидел на мониторе фотографию, которая показалась мне удивительно знакомой.



Только придя домой, я понял, что у меня есть почти такой же кадр 20-летней давности, где я вместе с одноклассниками и учительницей весело сижу на корточках, пока космические корабли бороздят пространство Политехнического музея. Школа моя, кстати, расположена в Чертаново, но это совпадение.



В другой витрине можно увидеть модель замечательного образца советского атомпанка — ТЭС-3, самоходной атомной электростанции на четырёх удлинённых шасси танка Т-10.



Стекло в витринах сильно бликует, но мне сказали, что к открытию его должны заменить на специальное музейное, которое даёт гораздо меньше отражений. Неплохо бы поменять и мониторы, поскольку, кажется, это обычные TN-ки, у которых при взгляде сбоку цвета инвертируются.



А вот через это стекло можно будет наблюдать за работой реставраторов, но сейчас там показывают какую-то вариацию задачи о полутора землекопах.



Но хватит ходить вокруг да около. Мне ведь обещали, что я смогу попасть на саму стройку. Поэтому лезем в дыру!



Нет, не в эту. Через эту в подвалы музея раньше подавали уголь.

Вот в эту:



Извините, снял как смог.

В первую секунду мне показалось, что я провалился в подземное королевство гномов. Со всех сторон на меня обрушились стук молотков и скрежет металла; я только и успевал уворачиваться от деловитых мастеров в шлемах касках, которые катили тачки, несли камни, бегали туда-сюда с охапками чертежей...



Кое-где висят указатели, помогающие не заблудиться в огромном здании.



Рабочая переписка:



Одна из причин, по которой реставрация длится так долго, — это проблемы с фундаментом музея. Здание строили в несколько этапов: центральную часть, самую высокую и богато украшенную, возвели в 1877 году, южное крыло с башенкой, выходящее к метро Китай-город, — в 1896-м, а северное, тяготеющее к стилю «модерн», — в 1907-м.



Каждая часть покоилась на своём фундаменте, причём не монолитном, а состоящем из отдельных столбов-пилонов. За прошедшие годы некоторые из них просели настолько, что несовпадение высот между частями здания достигло метра с лишним!



Фундамент нужно было полностью поменять, не разрушая здания. Каждый из 285 несущих пилонов было решено усилить железобетоном, отрезать от своего основания и поднять на домкратах, чтобы под него можно было завести стальные сваи. В какой-то момент здание массой более 100 000 тонн буквально висело в воздухе.



На этом кадре можно заметить сваю № 398, а всего их было более 12 тысяч. В дальнейшем сваи, несущие основную нагрузку, залили бетоном и превратили в аккуратные колонны, а вспомогательные — срезали.



Добавьте сюда ещё вот что: все работы велись в самом центре Москвы с её узкими улочками, оживлённым движением и тесной сетью подземных коммуникаций. Использовать тяжёлую технику было нельзя, поэтому и остатки старого фундамента, и новые балки со сваями рабочие выносили и заносили на руках.



Музей пережил множество мелких ремонтов и ни одного капитального. Существующие проёмы замуровывали, потом пробивали новые; залы то объединяли, то снова разделяли... В итоге к началу XXI века уже никто не мог сказать, как в точности устроен этот московский Хогвартс с его бесчисленными лестницами, арками и переходами.



Чертежей не сохранилось, и здание пришлось обмерять заново. Говорят, что ни для одной пары этажей размеры не совпали. Порой случались курьёзы: например, фирма, которая должна была спроектировать одну выставку, перепутала на чертеже верх с низом и нарисовала помещения, которые должны были отходить от наружной стены музея и висеть над Лубянской площадью :)



Ещё одна трудоёмкая часть работы — это прокладка коммуникаций. В старинном здании для этого не было предусмотрено практически ничего. Вентиляция, дымоудаление, электроснабжение, водопровод, отопление, канализация, системы безопасности, кабельные сети, — всё это пришлось делать заново или с нуля. Любопытно, что систему дымоудаления удалось вписать в существующие дымоходы для угольных печей, которыми музей отапливался много лет назад. Также в музее должны появиться лифты, которых там отродясь не было, и пандусы. Теперь его смогут посещать и люди на инвалидных колясках.



Пост уже получился очень длинный, хотя я не рассказал и о половине того, что сейчас происходит в Политехе. Например, внутренние дворы музея будут накрыты прозрачной крышей, и она уже почти готова. К сожалению, туда мне попасть не удалось, поэтому могу показать лишь картинку из интернета.



Музей должен открыться через год, в ноябре 2020-го, и я постараюсь быть в числе его первых посетителей.



Я знаю, что мне не стоит идти туда за ностальгией. Это уже не будет то место из детства с притягательными, хотя и немного пыльными экспонатами и архаичными информационными стендами, нарисованными вручную. Новый Политех из хранилища артефактов превратится в современный музей научного знания. Статичные экспонаты, на которые можно было только смотреть, уступят место новым, интерактивным, доносящим актуальные представления о материи и энергии, жизни, Вселенной и всём таком. Над новой экспозицией работает большой коллектив учёных и популяризаторов науки, в том числе Сергей Попов, Станислав Дробышевский, Светлана Бурлак, Александр Панчин, Тимофей Скоренко и другие.

Предусмотрена, конечно, и историческая экспозиция, где акцент будет сделан на вкладе российских и советских учёных в мировую науку. Обещают, что всё будет достоверно и с опорой на документы, без «России — родины слонов».

Очень интересно, что же получится в итоге. Ну а пока можно прогуляться вокруг здания, благо и там есть на что посмотреть. Место уже облюбовали фотографы и девочки-инстаграмщицы :)



Напоследок покажу отреставрированные панно «Пахарь», «Рабочая семья» и «В кузнице» с северного фасада:



P. S. Записаться на экскурсию можно тут, но на ноябрь все места уже разобраны.
Tags: Политех, история, мои фотографии, музей, реставрация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments