Алексей Бутырин (bootsector) wrote,
Алексей Бутырин
bootsector

Category:

Железные дороги, пароходы и станки: технический прогресс в Российской империи

Написать этот пост я задумал давно, ещё тогда, когда делал разбор списка действительных и мнимых изобретений российских учёных. Что ж, карантин стал неплохим поводом доделать начатое.

Думаю, большинству из вас не нужно рассказывать, кто такой Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Его цветные фотографии стали настоящим открытием для российского интернета в конце 2000-х, и с тех пор гуляют по нему в бесчисленном множестве публикаций. Но обычно это просто подборки понравившихся автору снимков, не объединённых какой-либо темой. Я же решил выбрать из наследия фотографа те кадры, на которых запечатлены признаки технического прогресса. Все фотографии я нашёл в лучшем качестве, чем их обычно выкладывают, а некоторые сам дополнительно очистил от пятен и прочих дефектов. Разрешение кадров вполне позволяет ставить их фоном на рабочий стол (ширина уменьшена до 1000 пикс. в тегах HTML, но оригиналы имеют минимум 1600 пикс. по длинной стороне).

Итак, предлагаю на время забыть о тревогах и суете нынешнего времени и отправиться в путешествие более чем на сто лет назад. Устраивайтесь поудобнее, вас ждут 24 интересных фотографии и небольшие истории, стоящие за каждой из них.

1. Онежское озеро. Заход в реку Вытегру. 1909 год



На фоне бескрайней глади Онежского озера мы видим пароход «Шексна», на котором Прокудин-Горский путешествовал по Мариинской водной системе. На переднем плане видна лодка (если быть точным, четырёхвёсельный вельбот), в которой сидят гребцы в спасательных жилетах и модных красных колпаках. Это — персонал спасательной станции «Вытегорская». Вот такая интересная у них в те годы была форменная одежда.

2. Обед на покосе. Река Шексна. 1909 год



Между Череповцом и Рыбинском, на реке Шексне, в честь которой назван пароход, Прокудин-Горский сделал одну из самых любимых своих фотографий, которая затем долго висела в его кабинете. На фоне совершенно пасторальной сцены, герои которой вполне могли бы позировать Кустодиеву, виднеется огромный механизм, словно попавший сюда из другой эпохи. Это — землечерпательная машина «Шекснинская I-я», изготовленная в 1904 году на Путиловском заводе. Машина предназначена для песчаных и глинистых грунтов, часовая производительность — 15 куб. саженей (145,7 куб. м). За время своего плавания Прокудин-Горский снимет ещё много землечерпательной техники: дело в том, что из-за засухи 1908 года реки и каналы сильно обмелели, и нужно было углублять дно, чтобы восстановить судоходство.

3. Землечерпательная машина многочерпакового типа «Свирская I-я». 1909 год



А вот — другой агрегат, поменьше и постарше. Машина «Свирская I-я» (ранее носившая название «Сиговец») была построена в 1886 году на Коломенском заводе. Часовая производительность скромнее — всего 2,5 куб. саженей (24,3 куб. м). Но, в отличие от предыдущей, эта машина может производить выемку каменистого грунта.

4. Паровоз Аб-132 с пароперегревателем Шмидта, 1910 год



Переместимся с воды на сушу. В 1910 году на Самаро-Златоустовской железной дороге Прокудин-Горский сфотографировал паровоз Аб-132, который всего год как вышел из цехов Брянского завода. Паровозы типа «Б» носили ласковое прозвище «Букашка». До 1912 года они были самыми быстрыми на российских железных дорогах: скорость — до 125 км/ч!

Фотография, скорее всего, сделана на станции Аша-Балашовская. На заднем плане виден вагон рыжего цвета, в котором располагалась передвижная фотолаборатория Прокудина-Горского.

5. Станция Бородино. 1911 год



Тот же вагон можно рассмотреть в деталях на фотографии, сделанной на станции Бородино Московской губернии. Интересно, что через год после съёмки, к 100-летнему юбилею Бородинского сражения, до поля битвы была проложена временная однопутная линия, позволявшая приезжать прямо к месту празднования на поезде.

6. Железнодорожный мост через Каму. 1909 год



Замечательный свет Прокудину-Горскому удалось поймать на этой фотографии железнодорожного моста через Каму, что около Перми. Он выглядит вполне современно, хотя построен ещё в конце XIX века. Отчасти мост сохранился до наших дней, хотя пролёты были заменены, а опоры — расширены для двухпутного движения.

7. Плетение арматуры для стенок шлюза на Оке. 1912 год



Возле села с красивым названием Белоомут Прокудин-Горский подробно снимает процесс строительства гидротехнических сооружений. Шлюзы и плотины делают по последнему слову тогдашней техники — из железобетона. Кажется, что процесс вязки арматуры мало отличается от нынешнего.

Фотографу позирует инженер Нестор Платонович Пузыревский, начальник работ по улучшению судоходных условий реки Оки.

8. Общий вид Султан-Бентской плотины. Мургабское имение. 1911 год



Совсем в другом уголке империи Прокудин-Горский запечатлел новую плотину на реке Мургаб, что в пустыне Каракум на территории нынешнего Туркменистана. Строительство плотин в тех местах имеет давнюю историю: ещё в X веке там существовал оазис, жизнь которого поддерживалась как раз благодаря плотине. Она многократно разрушалась из-за катаклизмов и войн, восстанавливалась заново, но в конце XVIII века окончательно прекратила своё существование, и оазис зачах.

Вдохнуть в него новую жизнь было решено в правление Александра III. В 1887 году он приказал выкупить у местных старейшин пустынные земли и развернуть там масштабные работы по ирригации и созданию хлопковой промышленности. В результате оазис возродился, но уже на совершенно ином техническом уровне.

9. Внутренний вид электрической станции в Гундукуше. Мургабское имение. 1911 год



На реке Мургаб была построена самая мощная в дореволюционной России гидроэлектростанция — Гундукушская (в современном написании — Гиндукушская). Мощность её по нынешним меркам была небольшой — 1,35 МВт, но и потребителей в те годы было мало. В первую очередь электростанция питала машины для обработки хлопка. Кстати, удивительно, но эта станция сохранилась почти в неизменном виде и, более того, функционирует по сей день! Такие вот долгосрочные инвестиции в промышленность.

10. Джинное отделение хлопкового завода. Байрам-Али. 1911 год



К джину, который алкогольный напиток, техника на фотографии не имеет отношения: название «коттон-джин» представляет собой сокращение от сotton engine. Техника произведена в США — американцы в те годы были самыми большими специалистами по хлопку. Интересно, как жители Туркестана начала XX века воспринимали эти огромные гудящие чудища, да ещё и стоящие в «джинном отделении».

11. Машины для накатки хлопка. Байрам-Али. 1911 год



В соседнем цехе стояли машины другого типа, которые уже скатывали очищенный хлопок в рулоны. Их приводил в действие общий вал, который, в свою очередь, вращался приводным ремнём. Чаще всего в те годы изначальным источником энергии была паровая машина, но мы помним, что завод в Байрам-Али — едва ли не самое электрифицированное производство в тогдашней России, поэтому мотор, разумеется, тоже был электрическим.

12. Лаборатория при хлопковом заводе. Байрам-Али. 1911 год



А завершим мы экскурсию по этому технополису 1910-х годов фотографией из его химической лаборатории. Снимок не был подписан в авторском альбоме, и какое-то время даже считалось, что на нём — лаборатория самого Прокудина-Горского в Санкт-Петербурге. Но исследователи выяснили, что кадр сделан в том же имении Байрам-Али. Видно, что лаборатория хлопкового завода оборудована по последнему слову тогдашней техники. На заднем плане можно разглядеть электрический вентилятор и арифмометр. А если присмотреться к минутной стрелке на часах, можно понять, как долго длилась экспозиция.

13. Чарджуйский железнодорожный мост через Аму-Дарью. 1911 год



На территории нынешней Туркмении в 1901 году был построен грандиозный железнодорожный мост — самый длинный в Российской империи! Он состоял из 26 пролётов общей протяжённостью более 1,6 км.

Раньше на этом месте стоял деревянный мост, тоже во многом уникальный, но всё-таки он имел существенные ограничения. По нему можно было пропускать только небольшие паровозы с сокращёнными составами, и только днём. Поэтому в 1898 году было начато строительство нового моста. Его стальные пролёты были изготовлены Брянскими заводами и имели массу в несколько миллионов пудов. На мосту были предусмотрены электрическое освещение и телефонная связь. Он находился в активной эксплуатации более 115 лет, и лишь в 2017 году параллельно ему построили новый мост. Сейчас ближайший к мосту город Чарджуй (Чарджоу) носит название Туркменабад.

14. Батум. Нобелевский городок. 1912 год



Разумеется, Россия развивала промышленность не только в Туркестане. На этой фотографии, например, Грузия, нынешний Батуми. Эти края богаты нефтью, и в начале XX века её добычей и переработкой занимались более 20 обществ. Одно из крупнейших принадлежало братьям Нобель. В кадр попали не все стальные резервуары — суммарно их было свыше шестисот! Многие сохранились и поныне.

15. Парня для правки бамбука. Чаква. 1912 год



А в местечке Чаква (Чакви) начиналась история грузинского чаеводства. Производство чая, правда, сложной механизации не требовало, но в Чакви занимались не только чаем. Ещё там выращивали бамбук, из которого затем делали массу полезных изделий. И вот для распаривания и выпрямления бамбуковых стеблей в качестве парогенератора использовался локомобиль — почти такой же, как в коллекции Политехнического музея.

16. Новая гостиница. Гагры. 1912 год



В том же году на юге России, в Гаграх, Прокудин-Горский фотографирует диковину из диковин — автомобиль! Это единственный кадр из более чем 2600, сделанных автором, на котором есть это чудо техники, — хотя, по словам фотографа, во время поездки по Уралу он тоже передвигался на авто.

Сейчас город Гагра находится на территории Абхазии. Красивая гостиница на заднем плане в целом сохранилась, но она давно заброшена и постепенно разрушается.

17. Пароход «Тюмень» Министерства путей сообщения. 1912 год



В 1912 году фотограф много путешествовал по самым разным частям России. Здесь мы видим служебный пароход, на котором Прокудин-Горский плыл от Тюмени до Тобольска. Этот кадр сделан кем-то из помощников фотографа, так как самого Сергея Михайловича можно разглядеть на палубе (за столом, в шляпе).

Колёсный пароход «Тюмень» был построен в 1894 году на заводе Курбатова и Игнатова. Длина — 17 саженей 7 вершков (36,6 м), грузоподъёмность — 2000 пудов (32,8 т).

18. Саткинский казённый завод. 1910 год



А что же Урал? В главной российской кузнице Прокудин-Горский, разумеется, тоже побывал. К сожалению, цветных снимков с заводами до нас дошло не так много — сам фотограф говорил, что ему запретили их вывозить по стратегическим соображениям. Но сохранилось минимум четыре фотографии чугуноплавильного завода в Сатке. Конечно, невероятный контраст между доменными печами и чёрными заводскими трубами с одной стороны, и белоснежной церковью — с другой.

Завод продолжает работать, но выглядит уже по-другому. Сохранилась и церковь.

19. Юрезанский мост. 1910 год



По пути в Сатку фотограф проезжал по Юрезанскому (Юрюзанскому) мосту. Он имеет необычную конструкцию с фермами, расположенными ниже уровня полотна. Мост существует и сегодня, хотя его фермы стали менее изящными, а в центре пришлось добавить ещё одну опору.

20. Столярный цех на Златоустовской Оружейной фабрике. 1909 год



В 1909 году Прокудин-Горский снимает оружейное производство в городе Златоуст, что под Челябинском. На этой фотографии, если верить авторской подписи, запечатлён цех для выделки ножен, хотя больше похоже просто на столярное производство. На станке на переднем плане, по-моему, изготавливаются топорища. Завод сохранился, и в этом цехе по-прежнему занимаются столярными работами, хотя станки, конечно, уже совсем другие.

21. Деталь храма Воскресения на Крови. Санкт-Петербург. 1907 год



Я много писал об электрификации в южных губерниях, но её признаки заметны и на фотографии из Санкт-Петербурга. Мы видим часть знаменитого храма Воскресения на Крови, который в момент съёмки находится на финальной стадии достройки. Интересно, что освещение храма с самого начала было электрическим. Видимо, временная деревянная опора была нужна как раз для этих целей. На втором плане — роскошный фонарный столб, на котором пока нет фонаря. Увы, за прошедшие десятилетия он был утрачен, а вот кованая ограда сохранилась.

22. Тверской музей. Часы работы Волоскова. 1910 год



Технические диковинки появлялись в России не только на рубеже XIX и XX веков. В Тверском музее Прокудин-Горский сфотографировал уникальные астрономические часы Терентия Ивановича Волоскова. Этот русский изобретатель вполне мог бы считаться вторым Кулибиным. Будучи самоучкой, ещё в XVIII веке он изготовил часы, которые показывали не только минуты и часы, но и дни календаря, праздники, фазы Луны, движение Солнца по знакам зодиака, високосные годы и т. д. Часы хранятся в музее и поныне.

23. Железнодорожный мост через реку Шую у Петрозаводска. 1916 год



В 1914 году в Россию пришёл главный двигатель технического прогресса — война. Прокудин-Горский не снимал боевые действия, но в 1916 году он отправился в большую поездку по железной дороге, спешно проложенной до нового северного порта — Романова-на-Мурмане, нынешнего Мурманска. Город был нужен для приёма военных грузов из Англии и Франции в обход морской блокады. Медлить с достройкой дороги было нельзя, поэтому большинство мостов на пути сделали деревянными, как, например, этот, через реку Шую.

После поездки по Мурманской ж/д Прокудин-Горский уже практически не фотографировал в России. В 1917 году в Петрограде он открыл лабораторию по изготовлению светочувствительных пластинок, которыми снабжал лазареты и фронт действующей армии. Ещё через год фотограф навсегда покинул свою родину.

24. Вид с задней площадки у ст. Симская. 1909 год



А закончить мне бы хотелось одной из своих любимых фотографий. На ней нет чего-то примечательного в техническом плане, однако то ли общая композиция, то ли удачно пойманный свет, то ли рельсы, уходящие вдаль, а скорее — всё это вместе наводят на меня какое-то особенное настроение, заставляя разглядывать этот снимок снова и снова.

Наследие Прокудина-Горского огромно, и я показал далеко не все фотографии техники, которые можно в нём найти. Если вам будет интересно, со временем я сделаю продолжение.

При работе над постом были использованы материалы сайта prokudin-gorskiy.ru и ЖЖ oldcolor.livejournal.com.
Tags: история, наука и техника, фотошоп 80-го уровня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments